Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 3 человека

Правила внутреннего трудового распорядка

Дата: 1 августа 2022 в 14:18, Обновлено 10 февраля 2023 в 20:44
Автор: Страх Н. И.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, склонностями и способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.

2. Правила внутреннего трудового распорядка – локальный правовой акт, регулирующий в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь, иными актами законодательства о труде трудовой распорядок у нанимателя, в том числе порядок приема и увольнения работников, основные обязанности сторон трудового договора, режим рабочего времени и времени отдыха, применяемые к работникам виды поощрений за труд и меры дисциплинарного взыскания.

3. Настоящие Типовые правила направлены на создание условий, способствующих укреплению трудовой дисциплины, эффективному труду, рациональному использованию рабочего времени.

4. Правила внутреннего трудового распорядка учреждения образования (далее - Правила) разработаны на основе Типовых правил применительно к условиям конкретного учреждения образования, утверждены нанимателем (уполномоченным должностным лицом нанимателя) по согласованию с профсоюзным комитетом после ознакомления с ними коллектива работников под роспись.

5. Наниматель (руководитель) вправе требовать, а работники обязаны выполнять работу, обусловленную трудовым договором (контрактом)   с подчинением внутреннему трудовому распорядку.         

Утвержденные правила внутреннего трудового распорядка обязательны как для работников, так и для нанимателей.

6. Вопросы, связанные с применением Правил, решаются руководителем учреждения образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь и в пределах предоставленных ему прав, совместно, по согласованию или с учетом мнения профсоюзного комитета и коллектива работников в соответствии с их полномочиями.

7. Изменения и дополнения в Правила могут вноситься коллективом работников по представлению руководителя и профсоюзного комитета в том случае, если они не противоречат законодательству Республики Беларусь о труде.

8. Правила внутреннего трудового распорядка учреждения образования вывешиваются на видном месте.

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРИЕМА, ПЕРЕВОДА И УВОЛЬНЕНИЯ РАБОТНИКОВ

9. Работники реализуют свое право на труд путем заключения трудового договора (контракта) о работе в данном учреждении образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь о труде.

10. Прием на работу, перевод и увольнение с работы:

  • заместителей директора (по согласованию с отделом образования), учителей, воспитателей, других педагогических работников и специалистов, рабочих, служащих, обслуживающего персонала учреждения образования осуществляется директором школы;
  • руководителя (директора) - соответствующим отделом образования.

11. Для заключения трудового договора (контракта) руководитель обязан потребовать, а гражданин – предъявить нанимателю:

  • документ, удостоверяющий личность, документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу), свидетельство о рождении, письменное согласие одного из родителей (для лиц в возрасте от 14 до 16 лет), справку об освобождении (для лиц, отбывших наказание, связанное с лишением свободы);
  • трудовую книжку,  за исключением работника, впервые поступающего на работу, и совместителей;
  • документ об образовании и профессиональной подготовке или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы, копии которых заверяются руководителем и хранятся в личном деле работника;
  • заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК) о состоянии здоровья, индивидуальную программу реабилитации инвалида (для инвалидов);
  • декларацию о доходах и имуществе, страховое свидетельство, медицинскую справку о состоянии здоровья  и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами;
  • молодые специалисты – выпускники учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, принимаются на работу исключительно при наличии направления на работу или справки о самостоятельном трудоустройстве соответствующего учреждения образования.
  • Педагогические работники, поступающие на работу в учреждение, обязаны также представить медицинское заключение об отсутствии противопоказаний для работы в детском учреждении.
  • Работник вправе предоставить руководителю рекомендательное письмо и другие документы, характеризующие его работу.
  • Наниматель вправе при приеме на работу гражданина запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы, которая выдается в течение пяти календарных дней со дня получения соответствующего запроса.
  • Прием молодых специалистов на работу на условиях трудового договора (контракта) не менее чем на два года.     
  • Прием на работу без вышеуказанных документов не допускается.
  • При заключении трудового договора (контракта) запрещается требовать документы, не предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

12. При приеме работника на работу или переводе его в установленном порядке на другую работу руководитель обязан:

  • потребовать от работника документы, необходимые для заключения трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством;
  • ознакомить работника с порученной работой под роспись, условиями и оплатой труда, разъяснить его права и обязанности согласно должностным инструкциям;
  • ознакомить работника под роспись с  правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором (соглашением) действующими в учреждении образования;
  • провести вводный инструктаж по охране труда с оформлением в журнале установленного образца;
  • оформить заключение трудового договора (контракта) приказом и объявить его работнику под роспись;
  • в соответствии с установленным порядком завести (заполнить) на работника трудовую книжку.

13. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах. Каждая страница трудового договора и приложений к нему нумеруется и подписывается работником и нанимателем либо уполномоченным им должностным лицом. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у нанимателя.

14. При переводе на другую постоянную работу (статья 30 Трудового кодекса Республики Беларусь) с работником заключается трудовой договор в соответствии с требованиями статей 18 и 19 Трудового кодекса Республики Беларусь.

15. Заключение, изменение и прекращение трудового договора (контракта) оформляется приказом (распоряжением) и объявляется работнику под роспись.

16. При увольнении работник обязан подписать обходной лист до дня увольнения у заместителя директора по хозяйственной работе, бухгалтера, бухгалтера-ревизора (передача закреплённых материальных ценностей), банковского служащего (по банковским карточкам), библиотекаря, секретаря, инспектора по кадрам, у заместителя директора, курирующего направление деятельности данного работника, и утвердить у директора.

Трудовая книжка выдаётся после сдачи обходного листа в день увольнения и произвести с ним окончательный расчет.

ГЛАВА 3. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА

17. Каждый работник организует на своём рабочем месте, а также в помещениях, на территориях, где проводит образовательный процесс, безопасные, в соответствии с требованиями охраны труда (далее ОТ), пожарной безопасности (далее ПБ), санитарных правил и норм (далее СанПиН)  «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений» условия работы и проведения учебно-воспитательных занятий и мероприятий.

18. Заместители директора по учебной, воспитательной, хозяйственной работе несут персональную ответственность за организацию, при содействии руководителя, и контроль материально-технического, санитарно-гигиенического, противопожарного, электробезопасного состояния кабинетов, помещений, закреплённых за ними, согласно должностным обязанностям, и обеспечивают энергоресурсосбережение:

  • заместитель директора по хозяйственной работе – за состояние здания в целом, подсобных зданий и помещений, территорию, водо-, тепло-, электрокоммуникации;
  • заместитель директора по учебной работе (начальная школа) – за состояние помещений, кабинетов, прилегающей к ним территории, в пользовании классов начальной школы, информационных стендов;
  • заместитель директора по учебной работе (5-11 классы) - за состояние помещений, кабинетов, прилегающей к ним территории, в пользовании 5-11 классов, информационных стендов;
  • заместитель директора по воспитательной работе – за состоянием помещений, кабинетов, прилегающих к ним территорий, вестибюля, рекреаций для проведения внеурочной и внеклассной, культурно-спортивно-массовой работы – актовый зал, спортивный зал, школьный буфет, информационные и музейные стенды.

19. Все работники учреждения образования обязаны:

  • соблюдать трудовую дисциплину, работать честно, добросовестно выполнять обязанности, возложенные на них Уставом учреждения образования, Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, должностными инструкциями, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) руководителя, не противоречащие законодательству и локальным правовым актам;
  • строго соблюдать требования правовых законодательных и локальных документов;
  • строго соблюдать установленную продолжительность рабочего времени, всемерно стремиться к повышению качества и результативности выполняемой работы, проявлять творческую инициативу;
  • приходить работу за ранее,  уходить после её окончания и передачи своих полномочий другому работнику;
  • соблюдать установленные соответствующими правилами и инструкциями требования по ОТ (технике безопасности, производственной санитарии, пожарной и электробезопасности), работать в выданной специальной одежде, специальной обуви, пользоваться другими средствами индивидуальной защиты;
  • быть внимательным и уважительным к детям, законным представителям учащихся и членам коллектива;
  • не допускать действий, препятствующих другим работникам выполнять их трудовые обязанности;
  • бережно относиться к имуществу нанимателя, рационально его использовать, принимать меры к предотвращению ущерба;
  • в случае допущения во время выполнения своих должностных и функциональных обязанностей порчи имущества учреждения принять меры по возмещению ущерба виновным или нести персональную ответственность по возмещению причинённого ущерба;
  • соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и документов;
  • принимать меры к немедленному устранению причин и условий, препятствующих нормальному выполнению работ (авария, простой  и др.), и немедленно сообщать о случившемся руководителю (или его заместителю);
  • содержать оборудование и приспособления в исправном состоянии, поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте и на территории учреждения;
  • систематически повышать деловую квалификацию и производительность труда;
  • исполнять иные обязанности, вытекающие из законодательства, локальных правовых актов и трудовых договоров (контрактов);
  • готовить закреплённые за ними помещения, кабинеты к новому учебному году, нести ответственность за их санитарно-гигиеническое, противопожарное и электробезопасное состояние;
  • строго выполнять требования инструкции по пожарной безопасности для работников учреждения и инструкцию по эвакуации при возникновении пожара и других чрезвычайных ситуаций, требующих эвакуации людей или материальных ценностей;
  • проходить не реже одного раза в год обязательные флюорографические обследования, периодические обязательные медицинские осмотры специалистов здравоохранения;
  • хранить государственную и служебную тайну, не разглашать коммерческую тайну нанимателя, коммерческую тайну третьих лиц, к которой наниматель получил доступ.
  • не участвовать  в незаконных забастовках (проводимых без соблюдения соответствующих процедур);
  • не организовывать и (или)  не проводить, участия самого работника и (или) побуждения в любой форме других работников к участию в рабочее время и (или) на территории учреждения в несогласованных с нанимателем массовых мероприятиях (акциях, собраниях, митингах);
  • не использовать не зарегистрированной в установленном порядке символик, флагов, плакатов, листовок и пр., а также на их развешивание и распространение на территории учреждения образования и (или) на рабочем месте;
  • не проводить без разрешения руководителя учреждения социальных опросов на территории учреждения образования и не участвовать в таких опросах;
  • не проводить в рабочее время и на рабочем месте без согласования с нанимателем политической агитации, в том числе посредством распространения агитационных материалов, проведение бесед, митингов, собраний.

20. Педагогический, обслуживающий и вспомогательный технический персонал в связи с производственной необходимостью и отсутствием штатных работников привлекается к выполнению хозяйственных и иных работ, не требующих специальных знаний и умений (мелкий и текущий ремонты, работы по благоустройству, по подготовке помещений к новому учебному году и т.п.) в пределах установленного для них рабочего времени или вне рабочего (по согласию работника) с дополнительным материальным стимулированием выполненной работы согласно условиям коллективного договора и прохождению внепланового инструктажа по ОТ и ПБ.

21. Круг конкретных обязанностей педагогических работников, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала определяется квалификационными справочниками, утвержденными в установленном порядке, должностными инструкциями, утвержденными нанимателем (директором), и требованиям Устава учреждения.

22. Педагогические работники обязаны:

  • соблюдать трудовую дисциплину, работать честно, добросовестно выполнять обязанности, возложенные на них Уставом учреждения образования, Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, должностными инструкциями, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) руководителя, не противоречащие законодательству и локальным правовыми актам;
  • осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивающем получение учащимися качественного образования в соответствии с образовательными стандартами общего среднего образования и требованиями программ по учебным предметам;
  • приходить на работу заранее до начала своих уроков, считаются свободными после их окончания и окончания внеклассных мероприятий, проведя осмотр санитарно-гигиенического, противопожарного, электробезопасного состояния помещения и организовав приведение его в порядок;
  • знакомиться с недельным планом работы учреждения, текущими объявлениями, которые расположены на доске объявлений и информационных стендах, с расписанием уроков, возможными заменами уроков, приказами, распоряжениями директора и его заместителей;
  • иметь рабочий план на каждый проводимый урок, занятие или мероприятие;
  • содействовать выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся, привлекать учащихся к научно-исследовательской и инновационной деятельности;
  • выявлять и готовить учащихся к участию в предметных олимпиадах, конкурсах и конференциях;
  • вести профилактическую работу по предупреждению противоправного поведения среди учащихся;
  • своевременно информировать законных представителей учащегося о нарушении им Устава и Правил внутреннего трудового распорядка учреждения образования;
  • уважать честь и достоинство учащихся и их законных представителей;
  • классные руководители требуют от всех учащихся учреждения обязательного ношения установленного делового стиля одежды и прически;
  • классный руководитель организует работу с родителями, проводит родительские собрания; оформляет протоколы родительских собраний; посещает все семьи учащихся на протяжении учебного года;
  • классный руководитель организует работу по оздоровлению учащихся в течение календарного года, сопровождает, по возможности, учащихся в здравницу, совместно с другими педагогическими работниками организует образовательный процесс в местах оздоровления;
  • перед участием в различных массовых мероприятиях (олимпиады, спортивные соревнования, кроссы и т.п.) с учащимися как в учреждении образования, так и за его пределами ответственным лицом (учитель, классный руководитель, заместитель директора) проводится обязательный инструктаж с этой группой учащихся о правилах поведения и соблюдения требований ОТ, ПДД, ПиЭБ и СанПиН с соответствующей записью в журнале регистрации инструктажей;
  • учителя, которые по тем или иным уважительным причинам не могут проводить уроки, обязаны заранее предупредить заместителя директора по учебной работе (или дежурного администратора); своё отсутствие должны подтвердить оправдательным документом;
  • педагогические работники несут ответственность за применение антипедагогических мер воздействия на учащихся в соответствии с действующим законодательством.
  • Реализовывать государственную политику в сфере образования.
  • Строить работу на основе безусловного взаимного уважения достоинства обучающихся, их законных представителей, коллег.
  • Добросовестно и качественно исполнять профессиональные обязанности. Постоянно совершенствовать свой профессионализм.
  • Формировать у обучающихся духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни.
  • Быть честным, искренним, справедливым и открытым для общения.
  • Проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность, избегать конфликтов во взаимоотношениях.
  • В рамках законодательства сохранять тайну лично доверенной информации.
  • Способствовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе учащихся и педагогическом коллективе.
  • Соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве.
  • Внешним видом, поведением, культурой общения соответствовать статусу педагогического работника.

23. Технические работники обязаны:

  • своевременно, согласно утверждённому графику, прибывать на своё рабочее место и принимать ключи согласно описи, совершать обход и осмотр вверенного объекта (участка) и в журнале передачи дежурств делать отметку о состоянии здания, помещений и дворовой территории принимаемого объекта;
  • вести регистрацию посетителей в журнале по установленной форме; регистрацию прихода и ухода, цели ухода-прихода работников и учащихся учреждения во внеучебное время и в выходные дни;
  • на протяжении рабочей смены следить за санитарным состоянием закреплённого участка, сохранностью мебели, растений, штор, стендов и т.п., недопущению проноса на территорию учреждения образования экстремистской атрибутики и материалов.;
  • нести ответственность за допущение порчи имущества во время уроков и принимать меры по выявлению виновных или восстановлению ущерба.

24. Вспомогательный технический и обслуживающий персонал:

  • привлекается к выполнению работ производственной необходимости вне должностных обязанностей (выполнение поручений отдела образования по общественно значимым работам, уход за газонами, полив и работа на клумбах, погрузка и разгрузка материалов, устранение ЧС, выполнение срочных работ и т.п.) в пределах установленного для них рабочего времени или вне рабочего (по согласию работника) с дополнительным материальным стимулированием выполненной работы согласно условиям коллективного договора и прохождением внепланового инструктажа по ПБ и ОТ;
  • участвует в подготовке закреплённого участка к работе в осенне-зимний период;
  • в каникулярное время участвует в текущем ремонте и подготовке учреждения к учебному процессу, благоустройстве территории (по мере производственной необходимости и в другое время);
  • безотлучно находится на своём рабочем месте, не допускает сна во время дежурства;
  • уборщики служебных помещений ежемесячно проводят генеральные уборки закреплённых за ними площадей.

Примечание: работники гардероба не несут ответственности за вещи и другие ценности, находящиеся в карманах верхней одежды учащихся и работников, а также за шарфы, перчатки, шапки.

25. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей работники несут ответственность, предусмотренную Трудовым кодексом, Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором (соглашением), иными законодательными актами.

ГЛАВА 4. ОБЯЗАННОСТИ НАНИМАТЕЛЯ (РУКОВОДИТЕЛЯ)

26. Руководитель учреждения образования обязан:

  • обеспечить работника работой в соответствии с действующим законодательством, коллективным и трудовым договорами (контрактами), его полномочиями;
  • рационально использовать труд работников;
  •  обеспечивать производственно-технологическую, исполнительскую и трудовую дисциплину;
  • вести учет фактически отработанного работником времени;
  • выплачивать заработную плату в сроки и размерах, установленных законодательством, коллективным договором (соглашением) или трудовым договором (контрактом);
  • обеспечивать на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям по охране труда, соблюдать установленные нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, требования по охране труда, а при отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе в технических нормативных правовых актах, требований по охране труда принимать необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности;
  • принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, профессиональных и других заболеваний работников, постоянно контролировать знание и соблюдение работниками требований инструкций по ОТ (технике безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и элетробезопасности), своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве;
  • в случаях, предусмотренных законодательством и локальными правовыми актами, своевременно предоставлять гарантии и компенсации в связи с вредными и (или) опасными условиями труда (сокращенный рабочий день, дополнительные отпуска, лечебно-профилактическое питание и др.), соблюдать нормы по охране труда женщин, молодежи и инвалидов;
  • обеспечивать работников в соответствии с установленными нормами специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты, организовывать надлежащее хранение и уход за этими средствами;
  • обеспечивать соблюдение законодательства о труде, условий, установленных коллективными договорами, соглашениями, другими локальными правовыми актами и трудовыми договорами;
  • своевременно оформлять изменения в трудовых обязанностях работника и знакомить его с ними под роспись, создавать условия для ознакомления работника с локальными правовыми актами, затрагивающими его права и обязанности;
  • обеспечивать повышение квалификации или переподготовку работников в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом;
  • создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь;
  • обеспечивать участие работников в управлении учреждением образования, своевременно рассматривать критические замечания работников и сообщать им о принятых мерах;
  • создавать необходимые условия для аттестации педагогических и других работников;
  • представлять по запросу контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных на проведение проверок соблюдения законодательства о труде и об охране труда, информацию и (или) документы, ведение которых предусмотрено законодательством о труде и об охране труда, или сообщать об их отсутствии;
  • оформлять изменения условий и прекращения трудового договора с работником приказом (распоряжением) и объявлять его работнику под роспись;
  • отстранять работников от работы в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Республики Беларусь и законодательством;
  • создавать работнику необходимые условия для соблюдения установленного режима коммерческой тайны;
  • применять дисциплинарные взыскания к нарушителям трудовой дисциплины;
  • исполнять другие обязанности, вытекающие из законодательства, локальных правовых актов и трудовых договоров;
  •  В случаях, предусмотренных законодательством Республики о труде, коллективным договором (соглашением), руководитель исполняет свои обязанности по согласованию или с участием профсоюзного комитета, в том числе при принятии локальных правовых актов, затрагивающих трудовые и социально-экономические права работников.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей руководитель (уполномоченное должностное лицо руководителя) несут ответственность, предусмотренную Трудовым кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.

ГЛАВА 5. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

27. Рабочим временем считается время, в течение которого работник в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь, иными актами законодательства о труде, локальными правовыми актами и условиями трудового договора обязан находиться на рабочем месте или в ином установленном по согласованию с руководителем месте и исполнять трудовые обязанности, а также время работы, выполняемой по предложению, распоряжению или с ведома руководителя сверх установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа, работа в выходные дни, а также в государственные праздники и праздничные дни (часть первая статьи 147 Трудового кодекса Республики Беларусь).

28.  Режим рабочего времени, то есть порядок распределения установленной законодательством для работников учреждения образования нормы ежедневной и еженедельной продолжительности рабочего времени и времени отдыха в течение определённого календарного периода определяется Правилами внутреннего трудового распорядка, графиками сменности, учебным расписанием уроков и ТК РБ.

29. Полная продолжительность рабочего времени регулируется ст. 112 ТК РБ и не может превышать 40 ч в неделю.

Педагогическим работникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени педагогических работников при выполнении должностных инструкций, состоит из нормируемой и ненормируемой частей рабочего времени.

30. Нормируемой частью рабочего времени педагогических работников является установленный им объем преподавательской работы, часов организационно-воспитательной работы, дополнительного контроля учебной деятельностью обучающихся (воспитанников), часов факультативных занятий и объединений по интересам.

Фактическое выполнение часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности обучающихся отражается учителем в журнале аналогично записям о проведенных уроках (учебных занятиях).

31. Ненормируемая часть работы, требующая затрат рабочего времени, но не имеющая четких границ, выполняется педагогическими работниками в соответствии с их должностными обязанностями.

32. Расписание уроков (учебных занятий), составленное с учетом педагогической целесообразности, соблюдения санитарно-гигиенических норм, максимальной экономии времени педагогических работников, особенностей работы конкретного учреждения образования, утверждается директором или им уполномоченным ответственным лицом и согласовывается с профсоюзным комитетом.

33. Для работников, работа которых посменная, составляется график сменности, который утверждается директором или уполномоченным им ответственным лицом по согласованию с профсоюзным комитетом. В графике сменности определяется продолжительность, время начала и окончания ежедневной работы (смены), чередование смен, перерыва для отдыха, приёма пищи и между сменами, выходные дни.

Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее, чем за месяц до введения их в действие. Работники чередуются по сменам равномерно.

34. Работа в две и более смены считается сменной работой. Сменная работа вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса (работы) превышает установленную продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема производства (работ, услуг).

Режим рабочего времени при сменной работе определяется графиком сменности в соответствии со статьей 123 Трудового кодекса Республики Беларусь. При этом продолжительность смены не может превышать 12 часов. Иная продолжительность смены для отдельных категорий работников может устанавливаться Правительством Республики Беларусь. Работники чередуются по сменам равномерно. Работа в течение двух смен подряд запрещается.

35. Наниматель вправе в установленном законодательством порядке вводить суммированный учет рабочего времени.

Суммированный учет рабочего времени вводится нанимателем по согласованию с профсоюзом.

Еженедельная продолжительность рабочего времени при суммированном учете может быть больше или меньше установленной нормы продолжительности рабочего времени в неделю (статьи 112–114 Трудового кодекса Республики Беларусь). При этом ежедневная продолжительность рабочего времени не может превышать 12 часов в среднем за учетный период.

Сумма часов рабочего времени по графику работ (сменности) за учетный период не должна превышать нормы часов за этот период, рассчитанной в соответствии со статьями 112–117 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Учетным периодом при суммированном учете рабочего времени признается период, в пределах которого должна быть соблюдена в среднем установленная для данной категории работников норма продолжительности рабочего времени в неделю (статьи 112–114 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Продолжительность учетного периода устанавливается нанимателем и не может превышать одного календарного года. Учетный период может определяться календарными периодами (месяц, квартал), иными периодами.

36. График работы для директора, его заместителей, педагога социального, педагога-психолога, педагога-организатора, библиотекаря, секретаря, инспектора по кадрам, инженера-программиста, лаборанта устанавливается в соответствии с утверждённым графиком с учётом обеденного перерыва. Допускается вариативность режима работы в связи с общим школьным планом работы на конкретный период.

37. Привлекать работников учреждения образования к работе и дежурству в выходные и праздничные дни (помимо исключительных случаев, предусмотренных законодательством и коллективным договором или не выработки недельного суммарного рабочего времени) можно только с согласия работника по письменному приказу руководителя, в котором делается ссылка на согласие работника или указывается основание привлечения к работе, предусмотренное законодательством либо коллективным договором.

38. Вследствие производственных или иных условий на основании приказа директора по согласованию с профсоюзным комитетом рабочий день отдельным категориям работников может быть разделен на части. При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.

39. Руководитель (его заместители) организует на общественных началах из числа педагогических работников дежурство по учреждению образования.

40. Время осенних, зимних и весенних каникул, а также время летних каникул, не совпадающих с ежегодным отпуском работников, является рабочим временем. В эти периоды они привлекаются к организационно-воспитательной и другой работе в пределах времени, не превышающего рабочего времени работников с ненормированным рабочим днём.

Режим работы коллектива работников в каникулярное время определяется приказом  директора учреждения. В случае отсутствия данного приказа педагогические работники работают в режиме расписания уроков (учебных занятий), графика работ часов организационно-воспитательной работы, дополнительного контроля учебной деятельности учащихся.

41. Время прихода и ухода контролируется дежурными администраторами. В каникулярное время и во время карантина работники обязаны сделать запись в журнале регистрации прихода и ухода.

42. В учреждении организуется дежурство учащихся и администрации. Ежедневно, по отдельному графику, дежурит представитель администрации (заместитель директора), который решает в этот день все организационные и контролируемые вопросы.

43. Заведующие кабинетами и классные руководители ежемесячно организуют генеральную уборку закреплённых за ними кабинетов.

44. Учебная нагрузка педагогическим работникам на новый учебный год устанавливается директором учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом. Эта работа должна быть завершена до окончания учебного года и ухода педагогических работников в отпуск.

45. Разногласия педагогических работников с директором учреждения по вопросам установления объема педагогической нагрузки рассматриваются в комиссии по трудовым спорам, профсоюзном комитете, суде.

46. Педагогическим и другим работникам учреждения запрещается изменять по своему усмотрению расписание уроков (занятий) и график работы, продолжительность уроков (занятий) и перерывов (перемен) между ними.

47. Присутствие в классе (группе) во время занятий работников учреждения образования или других лиц допускается только с разрешения руководителя или его заместителя и предварительного уведомления педагогического работника.

48. Педагогические работники, которые по тем или иным уважительным причинам не могут проводить уроки (учебные занятия), обязаны заранее предупредить заместителя директора по учебной работе, в его отсутствие - дежурного администратора. Свое отсутствие они должны подтвердить оправдательным документом при выходе на работу.

49. Работник обязан в порядке, установленном у нанимателя, отметить: 

  • приход на работу; уход с работы; уходы с работы в течение рабочего дня (смены).

50. Руководителю учреждения (или его заместителям) запрещается:

  • отвлекать педагогических работников в рабочее время от их непосредственной работы для выполнения общественных обязанностей, проведения мероприятий, не связанных с учебно-воспитательной работой (спортивные соревнования, занятия художественной самодеятельностью, туристические поездки и др.); проводить в рабочее время собрания, заседания, совещания.

51. Руководитель обязан организовать учет явки на работу и ухода с работы каждого работника учреждения.

52. Очередность предоставления трудовых отпусков устанавливается для коллектива работников графиком трудовых отпусков, утверждаемым нанимателем, а также согласованным с профсоюзом, если такое согласование предусмотрено коллективным договором. При составлении графика трудовых отпусков наниматель учитывает мнение работника о времени его ухода в отпуск, если это не препятствует нормальной деятельности организации и реализации права на отпуск других работников, а также планирует очередность трудовых отпусков в соответствии с частью четвертой статьи 168 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Неиспользованная в связи с отзывом из отпуска часть по договорённости между работником и директором предоставляется в течение текущего рабочего года или по желанию работника присоединяется к отпуску за следующий рабочий год.

53. График трудовых отпусков составляется на календарный год не позднее 5 января или иного срока, установленного коллективным договором, соглашением либо согласованного нанимателем с профсоюзом, и доводится до сведения всех работников.

54. Работникам учреждения в целях создания благоприятных условий для материнства, ухода за детьми, образования без отрыва от производства, удовлетворения семейно-бытовых потребностей и для других социальных целей предоставляются социальные отпуска.

55. На время социальных отпусков сохраняется прежняя работа и в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом или коллективным договором (соглашением), заработная плата. Социальные отпуска предоставляются сверх трудового отпуска, за тот календарный год, в котором работник имеет на них право.

Социальный отпуск, если он не был использован в текущем календарном году, на следующий рабочий год не переносится и денежной компенсацией не заменяется, в том числе и при увольнении.

56. В случаях, предусмотренных законодательством или коллективным договором (соглашением), руководитель учреждения обязан предоставить работнику по его просьбе отпуск без сохранения заработной платы.

По соглашению сторон работнику может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам и другим причинам до 90 календарных дней в году.

Запрещается принудительно (без согласия работника) отправлять его в отпуск без сохранения заработной платы.

ГЛАВА 6. ПООЩРЕНИЯ ЗА УСПЕХИ В РАБОТЕ

57. Виды и порядок применения поощрений работников учреждения за труд определяются коллективным договором (соглашением) или Правилами внутреннего трудового распорядка.

58. За образцовое выполнение трудовых обязанностей, успехи в обучении и воспитании обучающихся (воспитанников), продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде и другие достижения применяются следующие поощрения: объявление благодарности, премирование, награждение грамотой, благодарственным письмом, ценным подарком.

59. Поощрения могут объявляться приказом (распоряжением) нанимателя и доводятся до сведения работников.

60. Объявленные приказом (распоряжением) поощрения заносятся в установленном порядке в трудовую книжку работника.

61. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам в соответствии с законом.

62. Поощрение работника учреждения вышестоящими органами управления образования производятся на основании представлений (ходатайство) директора и профсоюзного комитета.

ГЛАВА 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

63. Нарушение трудовой дисциплины, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника трудовых обязанностей, возложенных на него должностной инструкцией и инструкцией по охране труда, Правилами внутреннего трудового распорядка, Уставом учреждения, влечёт за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия, а также применение мер, предусмотренных действующим законодательством (ст. 197 Трудового кодекса Республики Беларусь).

64. За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) лишение полностью или частично стимулирующих выплат на срок до двенадцати месяцев; 4) увольнение.

При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника на производстве.

Независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут применяться: лишение премии, изменение времени отпуска и др.

Виды и порядок применения этих мер определяется Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными правовыми документами.

65. Привлечение к дисциплинарной ответственности педагогических работников осуществляется в соответствии с законодательством.

66. Увольнение в качестве меры дисциплинарного взыскания может быть применено в случаях:

  • неисполнения без уважительных причин трудовых обязанностей работником, имеющим неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание;
  • однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, признаваемого таковым в соответствии с законодательными актами, в том числе:
  • прогула (в том числе отсутствия на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;
  • появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распития спиртных напитков, употребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;
  • совершения по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания;
  • нарушения производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекшего причинение организации ущерба в размере, превышающем три начисленные среднемесячные заработные платы работников Республики Беларусь;
  • нарушения требований по охране труда, повлекшего увечье или смерть других работников;
  • причинения работником в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда;
  • неоднократного (два и более раза в течение шести месяцев) нарушения установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, а также неправомерного отказа в рассмотрении относящихся к компетенции соответствующего государственного органа обращений граждан и юридических лиц;
  • незаконного привлечения к ответственности граждан и юридических лиц;
  • неоднократного (два и более раза в течение шести месяцев) представления в уполномоченные органы неполных либо недостоверных сведений;
  • однократного грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем организации (ее обособленного подразделения*), его заместителями, в том числе сокрытия руководителем организации фактов нарушения работниками трудовых обязанностей либо не привлечения без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения;
  • нарушения работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, совершения правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения;
  • неисполнения, ненадлежащего или несвоевременного исполнения должностным лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль (надзор), предписания органа государственной безопасности, представления органа государственной охраны либо непринятия мер по устранению указанных в них нарушений;
  • отсутствия на работе в связи с отбыванием административного взыскания в виде административного ареста, препятствующего исполнению трудовых обязанностей;
  • после абзаца пятого дополнить подпункт абзацами следующего содержания:
  • принуждения работников к участию в забастовке, создании другим работникам препятствий для выполнения их трудовых обязанностей, призыве работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин;
  • участия работника в незаконной забастовке, а также при иных формах отказа работника от выполнения трудовых обязанной ей (полностью или частично) без уважительных причин;
  • нарушения работником порядка сбора, систематизации хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования распространения, предоставления, удаления персональных данных.

67. Прогулом считается неявка на работу без уважительной причины в течение всего рабочего дня.

Прогулом также является отсутствие работника на работе более трех часов в течение рабочего дня без уважительных причин.

За прогул без уважительной причины наниматель вправе уменьшить работнику продолжительность трудового отпуска на количество дней прогула. При этом продолжительность трудового отпуска не может быть меньше двадцати четырех календарных дней.

68. До применения дисциплинарного взыскания от работника должно быть затребовано письменное объяснение.

Отказ работника от дачи письменного объяснения, невозможность получения от него объяснения по поводу совершенного дисциплинарного проступка не могут служить препятствиями для применения дисциплинарного взыскания.

Отказ работника от дачи письменного объяснения, невозможность получения от него объяснения по поводу совершенного дисциплинарного проступка оформляются актом с указанием присутствовавших при этом свидетелей.

69.  Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни работника или ухода за больным членом семьи, подтвержденных листком нетрудоспособности или справкой о временной нетрудоспособности, пребывания работника в отпуске, нахождения на военных или специальных сборах.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев, а по результатам ревизии, проверки, проведенной компетентными государственными органами или организациями, – позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

70. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут применяться: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок применения этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными правовыми актами.

71. Дисциплинарное взыскание, предусмотренное пунктом 3 части первой статьи 198 Трудового кодекса Республики Беларусь, применяется с месяца, следующего за месяцем издания приказа (распоряжения, постановления, решения, протокола) о дисциплинарном взыскании.

Приказ (распоряжение, постановление, решение, протокол) о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов объявляется работнику под роспись в пятидневный срок со дня издания, не считая времени болезни работника или ухода за больным членом семьи, подтвержденных листком нетрудоспособности или справкой о временной нетрудоспособности, пребывания работника в отпуске, нахождения на военных или специальных сборах.

Работник, не ознакомленный в срок, установленный частью второй настоящего пункта, с приказом (распоряжением, постановлением, решением, протоколом) о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Отказ работника от ознакомления с приказом (распоряжением, постановлением, решением, протоколом) о дисциплинарном взыскании оформляется актом с указанием присутствовавших при этом свидетелей.

72. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. При этом дисциплинарное взыскание погашается автоматически без издания приказа (распоряжения, постановления, решения, протокола).

Дисциплинарное взыскание может быть снято органом (руководителем), применившим взыскание, досрочно до истечения года по собственной инициативе, по ходатайству непосредственного руководителя, профсоюза или иного представительного органа (представителя) работников, а также по просьбе работника.

Досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением, постановлением, решением, протоколом).

73. Настоящие Правила внутреннего трудового распорядка приняты собранием трудового коллектива, подписаны руководителем учреждения в лице директора государственного учреждения образования «Средняя школа № 52 г. Гомеля» Салмановой Ириной Николаевной и уполномоченным представителем от профсоюзного комитета в лице председателя профкома Лысенковой Лилией Витальевной и завизированы подписями всех работников трудового коллектива.

Примечание: в Правила внутреннего трудового распорядка подшивается ведомость с личной подписью работников об ознакомлении с ними.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.