Бюджет. Финансовая грамотность
Что такое бюджет Слово "бюджет" мы слышим чуть ли не каждый день. Что же это такое? Слово "бюджет" имеет старонормандское происхождение и дословно обозначает кошелёк, сумку, кожаный мешок, мешок с деньгами. Принято понятие "бюджет" отождествлять со схемой доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемой на определённый период времени. Бюджет представляет собой совокупность планируемых доходов и расходов. В Бюджетном кодексе Республики Беларусь под бюджетом понимают план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства.
Исходя из определений бюджета, можно выделить несколько общих подходов:
1. Бюджет – это сопоставление доходов и расходов.
2. В зависимости от вида бюджета он может быть личный, семейный, государственный, бюджет организации и т.д.
3. Бюджет составляется за определенный период времени.
4. Каждый бюджет имеет свои цели и задачи.
Давайте рассмотрим все эти подходы.
Бюджет – сопоставление доходов и расходов
К доходам относятся все источники поступления средств. Доходы условно можно разделить на постоянные и временные. К постоянным доходам относятся заработная плата, стипендия, пенсия и другие. К временным относятся те доходы, которые вы не получаете каждый месяц, – это может быть квартальная премия, премия по итогам работы, деньги полученные за реализацию овощей с приусадебного участка, оплата работы школьников летом, выигрыш в лотерею и т.д. Еще у людей могут быть и другие доходы. Например, доходы от активов, то есть от таких источников, которые будут приносить доход вне зависимости от того, работает человек или нет. Например, сдача квартиры в аренду, получение процентов по вкладам в банке и другое. Именно к росту доли этой группы доходов человеку надо стремиться, так как именно доходы от активов позволяют снизить финансовые сложности при потере работы или при потере трудоспособности.
К расходам относятся те траты, которые мы осуществляем. Расходы бывают обязательными (необходимыми) и необязательными. К обязательным (необходимым) относятся те расходы, которые удовлетворяют насущные потребности – это расходы за коммунальные услуги, расходы на питание, одежду, телефон, транспорт. К необязательным относят расходы, связанные с удовлетворением своих желаний, – то, что вы хотите купить, но от приобретения чего вы можете отказаться в любой момент времени. Здесь надо заметить, что необязательные расходы могут быть хорошим стимулом к сбережению.
Таким образом, у нас есть три варианта бюджета:
Вариант А, при котором доходы меньше расходов говорит о том, что существует дефицит бюджета, т.е. денег недостаточно для покрытия существующих расходов. Для того чтобы бюджет стал сбалансированным, необходимо либо увеличить доходы, либо уменьшить расходы.
Вариант Б, при котором доходы больше расходов говорит о том, что существует профицит бюджета, т.е. денег достаточно. В данной ситуации необходимо задуматься о том, как более эффективно использовать излишек денег.
Вариант В, при котором доходы равны расходам говорит о том, что бюджет сбалансирован. Однако внешний баланс, не означает баланс его внутренней стороны. Хоть такой бюджет и называется сбалансированным, такую ситуацию нельзя назвать нормальной и человеку есть над чем подумать. Ведь он тратит все, что получает. Даже имея довольно высокий доход, такие люди в конце месяца еле-еле сводят концы с концами, поскольку все свои деньги они тратят «на жизнь». Как правило, если у такого человека увеличивается доход, он просто начинает больше тратить, но не откладывает.
Необходимо стремиться планировать бюджет таким образом, чтобы он был профицитным. В случае избытка денежных средств можно не только полностью покрыть текущие расходы своего домохозяйства, но и начать сберегать с целью покупки активов!
Виды бюджета
Сразу внесем разницу в понятия "личный бюджет" и "семейный бюджет".
Личный бюджет – бюджет одного человека, семейный – семьи.
Если человек не имеет семьи, то он и не задумывается о семейном бюджете, его бюджет называют личным. Личный бюджет - это способ управления собственными деньгами. Как только человек становиться частью семьи, его бюджет становится семейным.
Различают три вида (типа ведения) семейного бюджета: совместный, долевой и раздельный.
1. Совместный бюджет. При таком способе распределения денег, все средства, заработанные членами семьи, складываются вместе, и затем супруги совместно решают, как распределить полученную сумму на определенный промежуток времени (обычно - на месяц). Самый большой плюс такого подхода - в ощущении единства.
2. Долевой бюджет (Совместно - раздельный). Совместно-раздельный бюджет в настоящее время приобретает все большую актуальность. Этот принцип работает лучше всего в случае, если разница между зарплатами супругов незначительна. Для этого сначала надо рассчитать, сколько денег ваша семья тратит каждый месяц на питание, коммунальные платежи, хозяйственные расходы и прочие нужды. Далее эта сумма распределяется между членами семьи либо пополам, либо в соотношении, которое семья посчитает справедливым, в зависимости от зарплаты.
3. Раздельный бюджет. Этот стиль семейного планирования пришел с Запада, где женщины стараются быть независимыми и ни в чем не уступать мужчинам. В данном случае каждый член семьи ведет личный бюджет. Такой тип распределения денег больше принят среди пар, в которых оба супруга имеют достаточно высокий доход. Конечно, совсем раздельным бюджет все же не получается. Никто не будет высчитывать, сколько в граммах супруг съел картошки, и сколько это стоит. Каждый обеспечивает себя сам тем, в чем нуждается. Деньги при этом, как правило, находятся на разных банковских счетах. Еда покупается совместно.
Государственный бюджет - это важный финансовый документ страны.
В нем указываются основные источники и ожидаемые поступления в казну, определяются потребности, которые подлежат удовлетворению за счет денежных средств державы. Денежные средства поступают от налогообложения, пошлин, также от иных безвозмездных поступлений и неналоговых доходов. Деньги из государственного бюджета идут на содержание армии, работу пожарной и спасательной служб, здравоохранение и оздоровление, учреждения образования, проведение мероприятий, строительство и ремонт школ, детских садов, спортивных и культурных сооружений, выплату пенсий и социальных пособий.
Бюджет предприятия – это план (смета), характеризующий структуру и объем доходов и расходов за определенный период времени на предприятии. Как известно, основная цель деятельности любой компании, предприятия, организации и т.д. – получение прибыли. Но стабильность ее получения зависит от грамотного планирования хозяйственной деятельности и правильного формирования бюджета.
Бюджет составляется на время
Третий подход основан на то том, что бюджет составляется за определенный период времени. В зависимости от целей мы можем составлять бюджет на самые различные сроки (неделя, месяц, квартал, полугодие, год, несколько лет). Если мы хотим проанализировать свои доходы и расходы за месяц, то достаточно составить бюджет на месяц. Если мы планируем покупку дорогостоящей техники, отдых или подарки, то срок планирования будет длиннее. Так, планирование бывает краткосрочным (как правило, на месяц) и долгосрочным (свыше одного месяца).
Бюджет имеет цели и задачи
Четвертый подход основан на том, что бюджет имеет свои цели и задачи. К целям составления бюджета относят сопоставление доходов расходам, приведение в порядок семейного бюджета, оптимизация расходов, достижение постоянного достатка, выделение целевого финансирования и т.д. К задачам бюджета относятся при профиците бюджета – эффективное использование излишка, при дефиците – уменьшение расходов, увеличение доходов, при сбалансированном – упорядочение необязательных расходов, если таковые имеются.
Составляем бюджет
Итак, как же все-таки составить бюджет на месяц? Для этого надо:
1. Определиться с формой учета денежных средств. Формы учета могут быть разнообразными: на обычном бумажном листочке, в компьютере, на смартфоне или планшете. Сегодня существует множество специальных программ по учету личных финансов, которые способны облегчить эту задачу. Эти программы "идут в ногу со временем" и могут предоставлять своим пользователям самые современные сервисы – одни фотографируют чеки, другие распознают операции из мобильного банка, в третьих бюджет могут вести одновременно несколько человек.
2. Далее надо определить, какие доходы есть у семьи, т.е. те средства, которые имеются в нашем распоряжении или будут иметься. Например, нужно рассчитать получаемую зарплату, проценты по депозиту, премии и др.
3. Как правило, все всегда хорошо знают, сколько денег к ним поступает, а вот куда они уходят - зачастую остается непонятным. Поэтому важно фиксировать все понесенные расходы. Для этого надо определиться, насколько точно вы будете записывать свои расходы. Некоторые ведут учет операций с точностью до копеек. От выбранной степени округления в конечном итоге будет зависеть и точность сравнения реальной суммы денег, которой вы располагаете, c суммой, получившейся расчетным путем. Если вы оплачиваете свои расходы банковской платежной картой, то учет существенно упрощается – в личном кабинете интернет-банка можно увидеть, куда ушли деньги (название магазина, аптеки и так далее). Таким образом надо расписать и учесть все расходы, распределив их по статьям и на обязательные (необходимые) и необязательные.
4. В конце месяца все расходы сводятся, группируются, и получается итог расходов за месяц в разбивке по статьям. На основании данных о расходах за несколько месяцев (один месяц ничего не даст) можно сделать выводы, в какой статье расходы завышены, а в какой – в норме. После изучения расходов по статьям нужно сделать вывод, где находятся главные резервы для экономии (в идеале их нужно найти в каждой статье). 5. Далее сопоставляем доходы и расходы. Если доходов больше расходов, то это значит, что вы на правильном пути и можете использовать эту разницу на досрочное погашение кредита, на долгосрочное планирование, сбережения. Если расходов больше доходов, то необходимо тщательно оценить свои необязательные расходы и по максимуму сократить их, чтобы доходы сравнялись с расходами. И в дальнейшем необходимо строго контролировать свои доходы и расходы.
Для составления бюджета на более длительный срок требуется учесть такие факторы как экономическая ситуация в стране, инфляция.
Подведем итоги
Итак, составление личного (семейного) бюджета основа для финансового планирования доходов и расходов человека (семьи). Составление семейного бюджета и его выполнение приведет вас к экономии определенного количества денег, которые впоследствии будут необходимы для реализации жизненных целей. Международные специалисты советуют 10% от дохода откладывать, формируя тем самым подушку безопасности семьи. У каждой семьи подушка безопасности должна составлять 3-4 ежемесячных бюджетов. Ведь всегда есть незапланированные расходы. Эксперты советуют ежемесячно на данную статью откладывать 5 % от доходов. Усредненные цифры идеального семейного бюджета такие:
- 50-60% — обязательные платежи, покупка вещей, необходимых для жизни;
- 20-30% — развлечения, путешествия, отдых;
- 10-20% — сбережения (резервный фонд; средства для дальнейшего инвестирования; накопление определенной суммы на какую-либо глобальную покупку; пенсионные сбережения и др.).
Завершить статью хотелось бы высказыванием Бенджамина Франклина о том, что "Есть два пути, чтобы быть счастливым: сокращать наши желания или увеличивать средства"...